Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

<< К разделам
Физика
Все статьи
Журнал
Подписка
Интернет-Журнал «Потенциал» External link mark
Авторам
Печатные номера
Полезные сайты
ЗФТШ External link mark
МЦНМО External link mark
Журнал "Квант" External link mark
"Открытый Колледж" External link mark
Союз образовательных сайтов External link mark
Интернет-портал "Абитуриент" External link mark
Другие ссылки...

WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Портал ВСЕОБУЧ. Все образование Москвы и регионов РФ.

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Год Д.И. Менделеева

Гладун Анатолий Деомидович Гладун Анатолий Деомидович
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики (заведующий кафедрой в 1998–2010 гг.) Московского физико-технического института (МФТИ). Главный редактор журнала.

Наступил новый, 2009-й год. С полным основанием его можно назвать годом нашего великого соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева. Он родился 175 лет назад 8 февраля 1834 года в г. Тобольске. Более 100 лет живёт Россия без Д.И. Менделеева (умер он 2 февраля 1907 г.)

Пронзительные слова произнёс на могиле Дмитрия Ивановича его ученик, впоследствии академик, Д.П. Коновалов: «Дорогой и незабываемый учитель! От лица русских химиков я говорю тебе последнее «прости». Кто из нас не испытал чувство гордости при мысли, что в наших рядах находился Д.И. Менделеев. Поднявшись до высоты мирового гения, ты дал нам такие «Основы химии», которые всех покорили могучим размахом научного творчества, волшебной красотой научного горизонта. В тумане невидимых атомов ты ярко осветил стройную систему элементов. Всё выдающееся, всё необычное в природе неудержимо влекло к себе твой ум. Будь это солнечное затмение, полярные ли льды, тайна ли происхождения нефти или, наконец, сам мировой эфир. Стремясь приникнуть в тайны природы, ты не боялся и долгого кропотливого труда. С одинаковым упорством мысли следил ты и за расширением газов и жидкостей, и за медленным качанием весов, и за перемещением центра великого русского государства. Несколько поколений черпало и будет черпать научное вдохновение в твоих творениях. Скольким же ты внушил жажду научной истины, скольких же ты заразил своей научной пытливостью! Великий учитель! Слава земли русской. Твои заветы не умрут. Твой дух будет всегда жив между нами и всегда будет вселять веру в светлое будущее. Да будет легка тебе родная земля!»

Д.И. Менделеев дорог нам не только как великий учёный с мировым признанием, но и как крупный общественный деятель в области просвещения, педагог от Бога. «Как педагог я клал в дело и возбуждение, и душу», — говорил он.

Д.И. Менделеев полагал, что основное направление российского образования должно быть жизненным и реальным. Он писал, что не может считать жизненным образование, основанное преимущественно на «мёртвых языках» (латыни и греческом), грамматических правилах и диалектических построениях. С исключительной настойчивостью и решительностью он требовал изгнания из преподавания в средней школе всяких проявлений формализма, зубрёжки и внесения в программы гимназий жизненно необходимых предметов. Он ратовал за преподавание, основанное на изучении окружающей действительности путём опыта, наблюдения, анализа и обобщения. Естествознание, по мысли Д.И. Менделеева, более соответствует всему строю русской жизни, чем изучение классических языков, так как «оно не только удовлетворяет присущей ему потребности обобщать…, не только привлекает прелестью наблюдаемых явлений и предметов, но и даёт в руки изучающего те мирные орудия, при помощи которых побеждаются силы природы, скопляются новейшие запасы и умственного, и реального богатства».

Д.И. Менделеев считал, что общее образование, в основу которого положены жизненные, реальные принципы обучения в соединении с непрерывностью обучения и преемственностью ступеней, наиболее отвечают российскому просвещению. Он придавал исключительное значение подготовке и личным качествам учителя. «…Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо — так сказать — заразить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями — даже при полной добросовестности — ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, необходима работа нервов…»

Д.И. Менделеев считал учителей настоящими просветителями. Он полагал, что настоящая педагогическая деятельность не может состоять только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад. Он требовал, чтобы учителя следили за наукой, непосредственно занимались ею, так как, по его мнению, только тот учитель может плодотворно влиять на своих учеников и прививать им те или иные знания, который сам силён в науке, ею обладает и её любит. Дмитрий Иванович особенно подчёркивал воспитательную роль учителей. Он требовал, чтобы учитель знал каждого своего ученика, понимая под этим изучение способностей, наклонностей и характера учащегося с тем, чтобы можно было всесторонне развить заложенные в нём задатки. Он также требовал от учителя такой организации личной жизни, чтобы быть во всём примером для учеников, так как, говорил он, доверие к учителям составляет основу всякого образования. «Ценит учителя — любовь учеников… стоустая молва и вся жизнь самих учителей.»

В научном творчестве Дмитрия Ивановича красной нитью проходит его глубокая убеждённость в необходимости теснейшей связи физики и химии. Наряду со своим гениальным предшественником М.В. Ломоносовым он является пионером и ярким представителем современного физико-химического направления неорганической химии.

Д.И. Менделеев не мыслил себя в отрыве от промышленности. Его заветной мечтой было поставить науку на службу промышленности, а её построить на научных основах. Он видел в промышленном развитии России, в её индустриализации единственный путь к сохранению самостоятельности. Ему принадлежат слова: «Ведь только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная».

Д.И. Менделеев резко восставал против зависимости от иностранного капитала, которая была характерна для российской промышленности того времени.

Он протестовал против вывоза необработанного сырья за границу, чтобы потом получать из-за границы переработанные продукты. Он говорил: «Добывать только сырьё, значит, отказаться от сливок довольствуясь снятым молоком».

В настоящее время в обществе наблюдается всплеск интереса к личности Менделеева, к его делам и идеям. И это знаменательно. Ведь мы, его потомки, в каком-то смысле только приступаем к полномасштабному воплощению в жизнь его идей. Труд над их реализацией займёт у нашего народа срок, может быть, гораздо больший, чем один год, но в этом, новом 2009 году мы должны решительно приступить к этому труду!

С новым годом!


Комментарии читателей

Автор: Krystallynn 26.01.2012 09:35 Gee wiliklers, that's such a great post!

Новый комментарий:

 
 
 

© Журнал "Потенциал", 2005-2016. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login