Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

<< К разделам
Физика
Все статьи
Журнал
Подписка
Интернет-Журнал «Потенциал» External link mark
Авторам
Печатные номера
Полезные сайты
ЗФТШ External link mark
МЦНМО External link mark
Журнал "Квант" External link mark
"Открытый Колледж" External link mark
Союз образовательных сайтов External link mark
Интернет-портал "Абитуриент" External link mark
Другие ссылки...

WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Портал ВСЕОБУЧ. Все образование Москвы и регионов РФ.

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Школа знаний или школа компетенций?

Гладун Анатолий Деомидович Гладун Анатолий Деомидович
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики (заведующий кафедрой в 1998–2010 гг.) Московского физико-технического института (МФТИ). Главный редактор журнала.

Этот вопрос неожиданно для многих стал сегодня чрезвычайно актуальным. В самом деле, почему такое метание из одной крайности в другую? Потому что современная российская школа подвергается реформированию директивно, поверхностно, без глубокого анализа, минуя общественное мнение страны. Перманентные реформы в течение десятилетий выработали у педагогов стойкий иммунитет и равнодушие. Школа не реформируется, а разрушается. Разрушать легче, чем реформировать. Школа цивилизованной страны призвана передавать новым поколениям национальную культуру. Это понимают в любом уважающем себя государстве. Морально-этическое содержание культуры составляет сущность нации. Выхолащивая это содержание, заменяя его востребованными рынком сиюминутными "компетенциями", мы делаем её беззащитной перед лицом серьёзных вызовов XXI века. Корни национальной культуры уходят в глубокое прошлое. Консерватизм школы поэтому неизбежен. В этом смысле она близка к церкви. Подвергая себя модернизации, наше общество должно бережно относиться не только к содержанию, но и к организационным формам учебного процесса. Кстати, экзамены, в том числе ЕГЭ, - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Школьная рутина и ритуалы также необходимы, как и совершенствование учебных программ. Реформируясь, советская школа сохранила традиции и лучшие достижения гимназии и реального училища императорской России. Советская школа была по существу школой знаний. Результаты образования в этой школе описываются формулой "знания - умения - навыки". Нынешние реформаторы предлагают заменить её формулой "умения - навыки - знания".

В настоящее время принято считать, что максимально близкой к идеалу "школы компетенций" является американская школа, а к "школе знаний" - японская. Так ли это?

В послевоенные годы средняя школа в США претерпела четыре крупные реформы. Стимулом для первой был запуск советского искусственного спутника Земли в 1957 г. В 1961 г. был опубликован доклад Национальной ассоциации образования, в котором по советскому образцу намечался резкий поворот в сторону политехнизации школьного образования. Однако уже к 1970 году, в разгар кампании за гражданские свободы, цели образования были скорректированы. Школьникам было предоставлено больше свободы в выборе предметов обучения (элективности), а количество обязательных предметов было уменьшено в школах многих штатов до трёх - язык и литература, математика, социальные науки. Средний срок преподавания математики снизился при этом до года, физикой занималось 16% учащихся, алгеброй - 31%. Вот почему уже в 1983 году правительственная комиссия опубликовала доклад "Нация в опасности", в котором было предложено увеличить число обязательных предметов до пяти и существенно сократить элективность обучения. Однако и это, по мнению американского руководства, не дало желаемого результата. Поэтому в 2000 году был опубликован доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке под названием "Пока ещё не слишком поздно". В этом докладе в очередной раз отмечался низкий уровень естественно-научного образования большинства школьников в средних школах США. Комиссия отметила, что "60% всех новых рабочих мест в начале XXI столетия требуют квалификации и знаний, которыми обладают только 20% рабочей силы". Комиссия предложила новый перечень мер по поднятию уровня американского среднего образования.

Поскольку Советского Союза не стало, а Россия не уделяет должного внимания образованию, то интерес американских специалистов в области образования переключился сегодня на Японию. За исторически короткие сроки Япония достигла выдающихся научных и технологических успехов в основном благодаря своей системе образования.

Американцы отмечают следующие характерные черты японской школы. В отличие от США, где одним из основных принципов является разделение учащихся по способностям, в Японии, начиная с начальной школы, детей не разделяют по потокам, неуспевающих не оставляют на второй год, а дают возможность наверстать упущенное. По мнению японских педагогов, чем меньше говорится о способностях и больше о необходимости приложения усилий, тем больше вы способствуете упрочению в детях мнения, что ключ к успеху доступен каждому. В японской школе, как нигде, действует принцип: образование - это работа. Отсюда следует высокая интенсивность учебного процесса. Если в США учебный год составляет 180 дней, то в Японии - 240. В США не задают домашних заданий, а в Японии считается, что на выполнение домашних заданий должно ежедневно уходить не менее двух часов. В Японии действует единый для всех школ учебный план и элективность практически отсутствует. Более того, там реализуется система полной идентичности школ, что обеспечивает гарантированное конституцией равноправие японских граждан в получении образования. Естественно-научные предметы с первого по десятый классы в Японии, в отличие от США, являются обязательными.

Заметим, что "школа знаний" прочно укоренилась в Германии, Японии, царской России, затем в СССР, а сегодня и в Китае.

Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в заголовке этой статьи, следует сказать, что правда находится где-то посредине, но слишком в стороне.

Комментарии читателей

Автор: Галина 08.01.2009 12:42 Существует ли электронная версия журнала?
Автор: Сергей 19.01.2009 19:47 А что комментировать-то?
Автор: ответсвенный секретарь редакции журнала Анна 28.01.2009 10:09 Сейчас активно готовится электронная версия выпусков журнала "Потенциал" 2005 года. В ближайшее время статьи, опубликованные в номерах 2005 года, появятся на сайте.
Автор: samat 02.04.2010 18:14 Может и косвенно: открытые предложения решить задачи по предметам и их реклама - это о чем говорит?
выыввывы
Автор: Dilly 25.01.2012 16:34 That's a potsnig full of insight!
Автор: Essy 28.01.2012 05:34 Is that rlealy all there is to it because that'd be flabbergasting.

Новый комментарий:

 
 
 

© Журнал "Потенциал", 2005-2018. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login