Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

<< К разделам
Физика
Все статьи
Журнал
Подписка
Интернет-Журнал «Потенциал» External link mark
Авторам
Печатные номера
Полезные сайты
ЗФТШ External link mark
МЦНМО External link mark
Журнал "Квант" External link mark
"Открытый Колледж" External link mark
Союз образовательных сайтов External link mark
Интернет-портал "Абитуриент" External link mark
Другие ссылки...

WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Портал ВСЕОБУЧ. Все образование Москвы и регионов РФ.

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

XXXVI Международная физическая олимпиада школьников

Испания, г. Саламанка, 3–12 июля 2005 года

Рис
После многолетнего перерыва центр олимпиадного движения в области физики на год перекочевал из Юго-Восточной Азии в Европу. XXXVI Международная физическая олимпиада школьников проходила в городе Саламанка, расположенном в 200 км от столицы Испании. Этот город был выбран оргкомитетом олимпиады не случайно. Саламанка — город с выразительным средневековым обликом. Здесь расположен один из старейших университетов Европы, основанный в 1218 году. В нём ежегодно более десяти тысяч студентов обучаются разным наукам и проходят стажировки. Саламанка — один из центров образования, науки и культуры Испании.
Рис Рис
Древний замок в городе Сеговия Средневековый рыцарь

На олимпиаду прибыли 352 школьника из 73 стран. Согласно регламенту каждая страна может выставить команду из 5 школьников. По разным причинам некоторые страны выступали в неполном составе. В сборную России после полуторагодичного марафона вошли одиннадцатиклассники:

  1. Гущин Иван — школа №33 города Ярославль (учителя физики: школьный учитель Федосеева Эльвира Евгеньевна и преподаватель Регионального научно-образовательного центра <<Логос>>, доцент ЯГПУ Турунтаев Сергей Викторович);
  2. Ахунзянов Руслан — гимназия №57 города Набережные Челны (учитель физики — Ахунзянов Рустям Хафизович);
  3. Мозгунов Евгений — физико-математический лицей города Сергиев Посад (учителя физики: Русаков Анатолий Васильевич и Дмитриева Валентина Викторовна);
  4. Федотов Юрий — лицей №14 города Тамбов (учитель физики — Комаров Юрий Николаевич);
  5. Ерофеев Иван – лицей № 130 города Новосибирск (учителя физики: Трибунская Юлия Валерьевна, Вышенкова Мария Петровна; учитель математики — Чусовитина Людмила Николаевна).
Команду России возглавляли профессор МФТИ Станислав Миронович Козел и доцент МФТИ Валерий Павлович Слободянин. Поскольку на плечи двух официальных руководителей команды на олимпиаде ложится большая организационно-методическая работа, многие страны уже давно в помощь им направляют на олимпиаду одного, двух и более наблюдателей, участие которых в олимпиаде финансируется за счет государства. От России в качестве наблюдателей, прибывших на олимпиаду за свой счет и при частичной поддержке спонсоров, присутствовали доцент МФТИ Дмитрий Анатольевич Александров и директор физико-математического лицея города Сергиев Посад, учитель физики Вячеслав Григорьевич Сухов.
Рис
На общем собрании руководителей

Как и в предыдущие годы, подготовка сборной команды России проводилась на базе Московского физико-технического института. Кандидаты в сборную были отобраны по результатам выступлений на двух Всероссийских олимпиадах — в Ярославле (2004 г.) и Саранске (2005 г.), а также рейтинга, полученного на двух учебно-тренировочных сборах (июль 2004 г. и июнь 2005 г.) и одного квалификационного сбора (январь 2005 г.). В промежутках между сборами ребятам предлагалось выполнить большую программу самостоятельной работы. Окончательный состав команды в пять человек был определен на третьем заключительном сборе в июне 2005 г. Этот сбор по времени совпадает с выпускными экзаменами в школе. Подчеркнем, что члены сборных команд многих государств освобождаются от выпускных экзаменов. Такая же практика существовала и во времена Советского Союза. К сожалению, наши ребята в период, предшествующий заключительному сбору, были вынуждены сдавать все выпускные экзамены досрочно в ущерб самостоятельной подготовке к олимпиаде. Во время проведения сборов с командой работали преподаватели кафедры общей физики МФТИ, а также студенты физтеха — победители Международных физических олимпиад прошлых лет. В общей сложности продолжительность всех сборов составила четыре с половиной недели. Это значительно меньше времени подготовки сборных команд многих стран, которые из года в год показывают наивысшие результаты. По имеющимся сведениям период подготовки сборных команд ряда стран длится от двух месяцев до полугода (и даже больше). По итогам выступления на XXXVI Международной олимпиаде золотые медали получили 45 участников, серебряные — 27 и бронзовые — 63. Кроме того, 95 участников были отмечены похвальными грамотами. Состязающимся были предложены три теоретических задания, каждое из которых оценивалось из 10 баллов, и одно экспериментальное (из 20 баллов). Как теоретические, так и экспериментальное задания были достаточно трудными и громоздкими. Однако, в целом, они оказались несколько проще заданий олимпиады 2004 года. Если на олимпиаде 2004 года золотые медали присуждали участникам, набравшим 39 и более баллов, то в 2005 году для получения золотой медали требовалось набрать не менее 45 баллов! Наши ребята хорошо справились с заданиями. По теории они набрали в сумме 138,4 балла (более 92%), по эксперименту — 89,9 балла (89,9%). Несмотря на столь высокие результаты, команда России в неофициальном командном зачете по сумме баллов уступила командам Тайваня и Китая.

Рис Рис
Команда на отдыхе Руководители на отдыхе

В таблице ниже приведены сравнительные результаты выступления на олимпиаде команд, все участники которых были награждены медалями или грамотами — таких команд оказалось ровно 30. Причем каждый участник первых 12 из них и команды Франции получил награду не ниже бронзовой медали.

Рис По сравнению с олимпиадой 2004 года из 13 лучших команд (набравших в сумме более 200 баллов) выбыли сборные Белоруссии и Вьетнама. Вместо них вошли команды Сингапура и Индонезии. Из европейских стран в лидирующей группе остались только Россия, Румыния, Венгрия и Украина, ежегодно показывающие высокие результаты. Обращает на себя внимание тот факт, что 8 из 13 указанных в таблице стран расположены в Юго-Восточной Азии (заметим, что олимпиада 2006 года вновь пройдет в этом региона в Сингапуре). Команды большинства из названных стран устойчиво добиваются высоких результатов и в Международных олимпиадах по другим предметам. Это может означать одно: в этих странах уделяется значительное внимание образованию и, в частности, работе с одаренными детьми, интеллектуальному потенциалу нации. Высшим руководителям образования России следовало бы обратить на этот феномен особое внимание. Как видно из таблицы, конкуренция между командами лидирующей группы была исключительно острой — Иран, Венгрию и Индию разделяют доли балла. В этих условиях решающим фактором в борьбе за высшее место часто становится правильно выбранный масштаб графиков, четко выполненный рисунок или схема, грамотно оценённая ошибка измерений, аккуратная запись результатов, указание размерностей физических величин и т.д. Наблюдения за многолетний период показывают, что в нашей средней школе исчез процесс такой <<образовательной культуры>>.

Члены сборной команды России показали следующие результаты:

Участник Теория (30 баллов) Эксперимент (20 баллов) Сумма (50) баллов Медаль
1 Гущин Иван 26,0 19,1 45,1 золото
2 Ахунзянов Руслан 29,8 19,0 48,8 золото
3 Мозгунов Евгений 29,3 18,6 47,9 золото
4 Федотов Юрий 23,3 18,2 41,5 серебро
5 Ерофеев Иван 30,0 15,0 45,0 золото
Средний балл 27,7 18,0 45,7

Результаты наших ребят следует признать достаточно хорошими, но они могли бы быть и более высокими. Часть баллов мы потеряли на <<мелочах>>, о которых шла речь выше. Участник нашей команды Иван Ерофеев выполнил теоретические задания на 100% и получил специальный приз жюри за лучший результат по теории.

Рис
Награждение Ерофеева Ивана за лучший результат по теории

Если принять во внимание, что многие из кандидатов в сборную России на начальном этапе подготовки вообще не имели никаких экспериментальных навыков, и ознакомились с методикой проведения физического эксперимента и целым рядом современных приборов только на краткосрочных сборах, то результаты экспериментального тура можно признать успешными. Наша команда проходила экспериментальную подготовку на базе физических лабораторий Московского физико-технического института. Имеющиеся в них (и вообще в любых других вузовских лабораториях) лабораторные работы ориентированы на студентов 1-3 курсов, а не на выпускников средней школы.

Еще раз подчеркнем, что значительного успеха не олимпиаде в течение ряда последних лет добиваются команды стран азиатского региона. Это не удивительно. В этих странах приняты специальные государственные программы работы с одарёнными детьми. Успешное выступление команды на олимпиаде по физике правительствами этих стран рассматривается как дело государственного престижа. Подготовка сборной команды России проходит в более жёстких условиях. Подготовка нашей сборной команды и участие в Международной олимпиаде опирается, главным образам, на энтузиазм школьных учителей, работающих с ребятами, и небольшой группы преподавателей Московского физико-технического института.

Ниже кратко представлена тематика теоретических и экспериментальных заданий XXXVI олимпиады. Следует отметить, что эти задания соответствуют программе международных олимпиад и в ряде случаев выходят за рамки программы средней школы России.

В первой задаче теоретического тура, которая называется <<Спутник с печальной судьбой>> рассматривается траектория движения спутника, которому с Земли была дана ошибочная команда. В результате выполнения маневра спутник улетел за пределы влияния земной гравитации. Наши ребята хорошо справились с этой задачей. Их средний бал по этой задаче составил 9,6. Отметим, что законам Кеплера и движению небесных тел было посвящено отдельное занятие на заключительном сборе.

Вторая задача была посвящена анализу методов абсолютных измерений единиц электрических величин. Учащимся предлагалось разобраться в схемах, предназначенных для абсолютных измерений единиц сопротивления и силы тока и построить теорию таких измерителей. Хотя все физические законы, на основе которых должна быть создана теория (закон электромагнитной индукции, закон магнитного поля постоянного тока, сила Лоренца и т. д.) нашим школьникам были хорошо известны, тем не менее, задача вызвала определённые трудности. Ребята допускали досадные неточности в понимании условий работы предложенных схем. Эта задача оказалась для них наиболее трудной.

Рис Рис
Команда узнаёт свои результаты Азиатские руководители
В третьей теоретической задаче предлагалось рассмотреть движение <<холодных>> нейтронов в гравитационном поле на основе классической и квантовой моделей. Во время последнего сбора с нашей сборной были проведены занятия по элементам квантовой физики и условиям квантования, поэтому третья задача не вызвала каких-либо затруднений. Четверо из пяти членов нашей команды полностью справились с этой задачей, получив максимально возможный балл.

В экспериментальном задании участникам предлагалось выполнить серию экспериментов и определить важнейшую физическую константу — постоянную Планка. На выполнение эксперимента отводилось 5 часов; эксперимент оценивался из 20 баллов. Каждому участнику был предоставлен прибор оригинальной конструкции, включающий источник света, фотоприёмник, систему оптических фильтров, электроизмерительные приборы для измерения температуры, напряжения и силы тока, регулируемый блок питания. К заданию прилагались краткие инструкции к пользованию всеми элементами установки и подробное описание всех разделов экспериментальной работы. Таким образом, ребята с самого начала знали логическую схему работы, и в этом смысле в предложенном эксперименте отсутствовал какой-либо творческий элемент. Успех выполнения задания зависел от аккуратности проведения длинной серии нескольких экспериментов, тщательной обработки экспериментальных результатов, аккуратной записи результатов и построения графиков в правильно выбранных координатах, определения из этих графиков нужных параметров и оценки точности различных этапов эксперимента. Другими словами, требовалась <<черновая работа>> большого объёма, при которой творческий элемент отходил на второй план. Во время проведения учебно-тренировочных сборов ребята были ознакомлены с подробной постановкой экспериментальной работы, однако, во время экспериментального тура некоторые из них проявили поспешность и даже определённую небрежность (особенно при построении графиков). Хотя полученные оценки за выполнение экспериментального задания у четверых членов команды достаточно высоки, каждый из них потерял до одного балла по указанной выше причине. Это обстоятельство необходимо учесть при подготовке следующей команды к олимпиаде 2006 года. У пятого члена нашей сборной, получившего низший балл за эксперимент, в ходе выполнения работы обнаружились неполадки в экспериментальной установке, не позволившие ему выполнить некоторую часть задания. В подобных ситуациях участник должен был немедленно информировать об этом дежурного члена жюри, но этого не было сделано. Поэтому при выдающемся результате на теоретическом туре (абсолютно лучший результат), этот участник получил весьма скромную оценку за эксперимент. Анализ результатов экспериментального тура олимпиады позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего усиления экспериментальной подготовки членов нашей сборной команды. При этом нужно не только знакомить их с современными приборами и техникой выполнения эксперимента, но и приучать выполнять громоздкие эксперименты, грамотно обрабатывать полученные результаты, аккуратно строить графики и т.д.

Руководители сборной команды России С.М. Козел, В.П. Слободянин

Рис Рис
Президент МФО Вольдемар Горшковский поздравляет Станислава Козела с успехом команды Товарищ В.Г. Сухов с "гаремом" (участницами из Кувейта)

© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login