Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

<< К разделам
Физика
Все статьи
Журнал
Подписка
Интернет-Журнал «Потенциал» External link mark
Авторам
Печатные номера
Полезные сайты
ЗФТШ External link mark
МЦНМО External link mark
Журнал "Квант" External link mark
"Открытый Колледж" External link mark
Союз образовательных сайтов External link mark
Интернет-портал "Абитуриент" External link mark
Другие ссылки...

WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Портал ВСЕОБУЧ. Все образование Москвы и регионов РФ.

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по физике

 Козел Станислав Миронович Козел Станислав Миронович — Доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, председатель предметной методической комиссии по физике при Центральном оргкомитете олимпиад школьников, председатель жюри заключительного этапа 39-ой Всероссийской олимпиады школьников

В этом году заключительный этап 39-ой Всероссийской олимпиады школьников по физике проходил с 18 по 23 апреля в Мордовии. Участников олимпиады, руководителей команд и членов жюри разместили в санаторно-оздоровительном комплексе «Мокша», расположенном в живописном месте на берегу одноимённой речки. Ближайший населённый пункт – г. Ковылкино, находился примерно в 10 км от лагеря. Именно в этом городе в школе № 4 и проходили все туры олимпиады. До столицы Республики Мордовия – г. Саранска было около 100 километров.

Рис.1 Следует отметить, что бытовые условия и организация питания участников олимпиады хозяева обеспечили на высоком уровне. В значительной мере это объяснялось тем, что штаб олимпиады располагался здесь же в санатории «Мокша». Его работой руководила Татьяна Филипповна Каргина – заместитель министра образования республики. Непосредственное участие в работе олимпиады руководителя столь высокого ранга позволило избежать обычных, при проведении подобного рода мероприятий, накладок и сбоев. Всего в олимпиаде приняли участие 174 школьника в составе команд от федеральных округов и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. По параллелям распределение оказалось следующим: 9 класс – 52 человека, 10 класс – 58, 11 класс – 64. В число участников олимпиады вошли также школьники, удостоенные дипломов I и II степеней на заключительном этапе предыдущего года (г. Ярославль, апрель 2004 г.). Для проведения теоретического и экспериментального туров в Мордовию приехали 18 членов жюри, представляющих Центральный оргкомитет предметных олимпиад школьников. В состав этой команды вошли представители различных вузов: МФТИ, МГУ, МПГУ, С-ПГУ, НГУ. К работе в жюри были также привлечены 6 студентов МФТИ, завоевавших на Международных олимпиадах прошлых лет медали. Кроме «приезжей» части жюри, в его составе работали также 7 человек из Мордовского Государственного университета. Рис.2

В целом олимпиада прошла на достаточно высоком организационном уровне. Однако анализ результатов соревнований даёт основание делать два тревожных вывода: 1) Ни в основной, ни в профильной школе не существует программ, регламентирующих распределение учебного материала по годам (не говоря уж по четвертям) обучения. В различных регионах, где используются учебники физики разных авторов, порядок прохождения различных разделов физики оказывается разным. Это ставит участников, прибывших на олимпиаду из различных регионов, в неравное положение. Больше всего в сложившейся ситуации пострадал «промежуточный» 10 класс. 2) Уже многие годы наблюдается ставшее традиционным для российской школы отставание экспериментальной подготовки школьников. Многие участники очень плохо выполняют экспериментальные задания. Например, в 10 классе средний процент выполнивших эксперимент не превышал 50%, в то же время теоретическое задание было выполнено на 60%, а в 11 классе эти цифры равнялись 61% и 79%. Отставание экспериментальной подготовки наших ребят ежегодно проявляется также на Международной олимпиаде по физике. По результатам олимпиады 45% её участников было награждено дипломами I, II и III степеней. По параллелям распределение дипломы оказалось следующим:

Диплом I степени Диплом II степени Диплом III степени Всего
9 класс 8 6 8 22
10 класс 5 11 7 23
11 класс 9 10 16 35
Всего 22 27 31 80

Остальным школьникам вручили свидетельства участников заключительного этапа 39-ой Всероссийской олимпиады. Следует отметить инициативу местного организационного комитета, изготовившего для дипломантов «золотые», «серебряные» и «бронзовые» медали, а также наградившего почётными грамотами руководителей команд и учителей физики, подготовивших к соревнованию дипломантов всех трёх степеней. Анализ задач, а также имена кандидатов на будущие международные олимпиады (2005 и 2006 годов) будут опубликованы в следующем номере нашего журнала.

© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login