Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

<< К разделам
Физика
Все статьи
Журнал
Подписка
Интернет-Журнал «Потенциал» External link mark
Авторам
Печатные номера
Полезные сайты
ЗФТШ External link mark
МЦНМО External link mark
Журнал "Квант" External link mark
"Открытый Колледж" External link mark
Союз образовательных сайтов External link mark
Интернет-портал "Абитуриент" External link mark
Другие ссылки...

WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Портал ВСЕОБУЧ. Все образование Москвы и регионов РФ.

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

XXXV Международная физическая олимпиада в Корее

Слободянин Валерий Павлович Слободянин Валерий Павлович
Заместитель декана факультета общей и прикладной физики МФТИ, кандидат физико-математических наук, руководитель национальной сборной команды России на МФО.

     Поехать на Международную олимпиаду школьников мечтает практически каждый ученик, включившийся в олимпиадное движение. Это венец тернистой дороги соревнований в области естественнонаучных дисциплин.

|рис |Команда должна выглядеть с иголочки... Идет примерка|

     В период с 15-го по 23-е июля 2004 года в Южной Корее, в городе Поханг, расположенном на восточном побережье Корейского полуострова, проходила 35 Международная физическая олимпиада школьников. В ней приняли участие команды из 73 стран. Вернулась после 25-летнего перерыва в лоно олимпиадного движения команда Франции. Прислала своего наблюдателя Япония, ранее не участвовавшая в олимпиадах по физике. Это означает, что Япония имеет намерение в следующем году присоединиться к олимпиадному движению. Общее число участников олимпиады составило 332 школьника (против 238 участников в прошлом году). Сборную команду России на 35 Международную физическую олимпиаду школьников составили:

  1. Глазырин Семён – гимназия № 127 города Снежинска Челябинской области (учитель физики – Е.М. Елькина)
  2. Речистов Григорий – многопрофильный лицей города Вологды (учитель физики – Л.Н. Суханов и А.Г. Дрижук)
  3. Офёркин Игорь – школа № 18 города Новочебоксарска (учителя физики – Л.Н.Турковская и В.Д. Кочаков)
  4. Лесничий Яков – лицей № 3 города Кропоткин Краснодарского края (учитель физики – Н.Г. Чёрная)
  5. Андреев Иван – экспериментальная школа № 82 города Черноголовка Московской области (учителя физики – В.Г. Егоров и Г.В. Любимова).

     Возглавляли команду России профессор МФТИ С.М. Козел и доцент МФТИ В.П. Слободянин. В качестве наблюдателя от России на олимпиаде присутствовал И.А. Иоголевич – Заслуженный учитель России. Его ученики из лицея № 31 города Челябинска на предыдущих Международных олимпиадах завоевали четыре золотые медали.

Иоголевич И.А., Эдисон, Козел С.М.

Как и в предыдущие годы, подготовка сборной команды России проводилась на базе Московского физико-технического института. Кандидаты в нашу сборную были отобраны по результатам двух Всероссийских олимпиад (Воронеж, 2003 г. и Ярославль, 2004 г.), а также по результатам одного квалификационного (январь 2004 г.) и двух учебно-тренировочных сборов (июль 2003 г. и июль 2004 г.). На третьем заключительном сборе был окончательно определён состав команды из 5 школьников. Во время проведения сборов с ребятами работали преподаватели кафедры общей физики, а также студенты Физтеха – победители Международных олимпиад прошлых лет. В общей сложности продолжительность всех сборов составила четыре с половиной недели. Это значительно меньше времени подготовки сборных команд стран, которые из года в год показывают наивысшие результаты. По имеющимся сведениям период подготовки сборных команд этих стран длится от двух месяцев до полугодия. Следует также подчеркнуть, что члены сборных команд многих государств освобождаются от выпускных экзаменов. К сожалению, наши ребята в период, предшествующий третьему заключительному сбору, вынуждены готовиться к выпускным экзаменам в полном объёме, в ущерб самостоятельной подготовке к олимпиаде.

     По итогам выступления на 35 Международной физической олимпиаде были отмечены 215 участников. Золотые медали получил 31 ученик, серебряные – 35 и бронзовые – 68. Кроме того, 81 участник был награжден грамотами.

    Состязающимся были предложены три теоретических задания, каждое из которых оценивалось в 10 баллов, и одно экспериментальное задание (20 баллов). Таким образом, каждый из участников олимпиады мог набрать 50 баллов. Набравший 39 баллов и выше получал золотую медаль, 34 и выше – серебряную, а 25 и выше – бронзовую. В этот раз на всю нашу команду не получилось ни одного «золота». Серебряными медалями наградили С. Глазырина (38,5 балла), И. Офёркина (36,8), И. Андреева (35,6) и Г. Речистова (34,3). Я. Лесничий набрал 31 балл и получил «бронзу». В неофициальном общекомандном зачёте Россия оказалась на 8-м месте (176,2 балла) после Китая, Ирана, Кореи, Белоруссии, Украины, США и Венгрии.

Л.№ страна золото серебро бронза грамоты сумма
1 Китай 5 0 0 0 222,1
2 Иран 3 1 1 0 196,7
3 Корея 4 0 1 0 193,9
4 Белоруссия 2 2 1 0 184,6
5 Украина 2 1 2 0 182,3
6 США 2 2 1 0 181,0
7 Венгрия 2 2 0 1 177,0
8 Россия 0 4 1 0 176,2
9 Тайвань 1 3 1 0 174,5
10 Индия 1 3 1 0 172,0
11 Таиланд 1 1 3 0 171,4
12 Румыния 1 2 2 0 170,7
13 Вьетнам 0 3 2 0 169,9

     Выделилась группа стран, которые традиционно побеждают. Это азиатский Восток и США. Там талантливым школьникам оказывают реальную государственную поддержку, а главное – у них достаточно времени на подготовку. Финансовые проблемы – не самые серьезные. Не всё определяется достатком страны. Скажем, Великобритания – очень богатое государство, но где у нас Англия? Даже в десятку лучших стран не вошла. Где Германия, Швеция? Их тоже нет среди лидеров. У нашей сборной другая проблема: не хватает времени.

Слева направо: Речистов Г., Глазырин С., Лесничий Я., Оферкин И., Андреев И.

     Наши школьники приезжают на последние летние сборы буквально на следующий день после выпускных балов. Представляете, какая нервотрёпка? Готовиться к выпускным экзаменам (а в худшем случае – сдавать их досрочно), думать о предстоящей олимпиаде… В Китае кандидатов в национальную сборную на полгода селят при Шанхайском университете. А у нас – только трёхнедельные сборы. Что за это время успеешь? Их никто не освобождает от выпускных экзаменов в школах. Хотя все, кто входит в национальную сборную, имеют право быть зачисленными в любой профильный вуз без экзаменов. В этом году «олимпиадники» выбрали в основном Физтех – четверо и физфак МГУ – один. Было бы намного легче, если бы Министерство образования и науки освобождало участников сборной (а они определяются задолго до олимпиады) от школьных экзаменов. Тогда то время, в которое одноклассники сдают выпускные экзамены, «сборники» могли бы посвящать самостоятельной подготовке к международным соревнованиям. А на сборах можно было бы делать упор на физические опыты, подготовку к экспериментальному туру.

     Мы недобрали баллы на экспериментальном туре. Ни для кого не секрет, что в большинстве российских школ оборудование устаревшее, лабораторные работы по физике устраиваются нерегулярно. Мы в МФТИ, наконец, построили специализированную лабораторию для занятий со школьниками на сборах. Но уж больно мало времени смогли провести в ней ребята. Трёхнедельные сборы в Долгопрудном (за которые, кстати, новое Министерство науки и образования ещё не перечислило деньги преподавателям и пансионату) могут только совершенствовать уже имеющиеся навыки школьников, а далеко не все школьники умеют достаточно хорошо проводить физические опыты. В некоторых школах даже простейших осциллографов нет! А на олимпиаде ребятам иногда приходится работать с двухканальным осциллографом.

Олимпиаду приветствует президент Кореи

     В этом году в Поханге на экспериментальном туре олимпиады надо было исследовать «механический чёрный ящик» (который на самом деле не коробка, а запаянная с обеих сторон трубка). В него был запрятан металлический шарик, который крепится к торцам двумя пружинами разной жёсткости. Школьники должны были аккуратно, как лаборанты, без всякой фантазии провести эксперимент и построить необходимые графики. Но они не успели усвоить культуру оформления выкладок. С этим туром наша команда справилась хуже, чем с теорией. … В этом году впервые в качестве отдыха между теоретическим и экспериментальным турами участникам предложили творческий конкурс. Надо было построить летательный аппарат с заданными техническими характеристиками. Их запускали под самый потолок в роскошном актовом зале ПосТеха – Поханского университета науки и технологии и следили, за какое время они опустятся с пятнадцатиметровой высоты. При довольно внушительном весе – более полукилограмма – наш аппарат продержался в воздухе почти пять с половиной секунд!

     Теоретические задачи с олимпиады и их решения смотрите в печатном номере журнала №1, 2005, а также по адресу http://ru.wikibooks.org/wiki/Теоретические_задачи_с_XXXV_международной_физической_олимпиады_в_Корее

© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login