Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

Рубрики журналов
Физика. Математика. Информатика
Химия. Биология. Медицина.
Журнал
О нас
Редакционный совет
Редакция
Спонсоры
Партнеры
Авторам
Конкурсы
Награды
Контакты
Где купить
Полезные сайты
Полезные сайты
Новости
Архив новостей
Полнотекстовые статьи
Полно­текстовые статьи ФМИ
Полно­текстовые статьи ХБМ

Турнир Юных Естествоиспытателей

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Миф и реальность.

А.Д. Гладун


Человек в отличие от животных живёт мифами. Мы создаём мифы для того, чтобы их преодолеть, создав новые. Речь пойдёт об одном из них. Знаменитое высшее учебное заведение – Нормальная школа (l` ecole normale),– давшее Франции и миру выдающихся учёных и государственных деятелей, было рождено Великой французской революцией. Вскоре из Нормальной школы была организована Политехническая школа (l` ecole polytechnique). Политехническая школа сохранилась до сих пор в качестве закрытого учебного заведения, готовящего инженеров на широкой физико-математической базе. Нормальная школа в свою очередь превратилась в элитарное заведение, готовящее научные кадры высшей квалификации. Здесь преподавали и преподают многие выдающиеся математики Франции. Первым директором Нормальной школы в 1795 году был назначен Гаспар Монж. Во время революции Монж был близок к Наполеону. При нём он стал военно-морским министром, а затем министром вооружения. После Реставрации Монж был лишён всех званий и исключён из Академии. Он умер в нищете. По свидетельству современников Монж был сильным бескомпромиссным человеком больших творческих и административных способностей. Кроме работ по дифференциальным уравнениям и дифференциальной геометрии, им были созданы методы и практические приёмы начертательной геометрии. Его труды в этой области были засекречены, поскольку имели большое военное значение. Свою книгу «Начертательная геометрия» Г. Монж смог опубликовать лишь в 1795 г. Монж создал миф о том, что начертательная геометрия способна не только развивать интеллектуальную мощь великого французского народа, но и совершенствовать род человеческий. Вот характеристика этой науки, данная Монжем в программной речи, произнесённой им на открытии Нормальной школы: «… Эта наука имеет две главные цели. Первая – точное представление на чертеже, имеющем только два измерения, объектов трёхмерных, которые могут быть точно заданы. С этой точки зрения это – язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо предмет, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части. Вторая цель начертательной геометрии – выводить из точного описания тел всё, что неизбежно следует из его формы и взаимного расположения. В этом смысле она – средство искать истину; она даёт бесконечные примеры перехода от известного к неизвестному; и поскольку она имеет дело с предметами, которым присуща наибольшая ясность, необходимо ввести её в план народного образования. Она пригодна не только для того, чтобы развивать интеллектуальные способности великого народа и тем самым способствовать усовершенствованию рода человеческого, но она необходима для всех рабочих, цель которых – придавать телам определённые формы; и именно главным образом потому, что методы этого искусства до сих пор были мало распространены или даже совсем не пользовались вниманием, развитие промышленности шло так медленно…» Не напоминают ли вам аргументы Г. Монжа в защиту начертательной геометрии современные аргументы приверженцев алгоритмического и компьютерного мышления? Ведь на плоском экране монитора могут быть представлены отношения, гораздо более сложные, чем геометрические отношения в трёхмерном пространстве. К сожалению, мы опять наступаем на те же грабли. Начертательная геометрия сыграла колоссальную роль в развитии технологической среды общества. Однако её роль в создании базовых технологий XX века ничтожна. Несомненно, информатика, точнее, сomputer science, сыграет выдающуюся роль в создании комфортного информационного общества. Однако исторический опыт подсказывает, что жизненно важные технологии XXI века будут созданы на основе нового естествознания, прежде всего физики.


© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login