Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

Рубрики журналов
Физика. Математика. Информатика
Химия. Биология. Медицина.
Журнал
О нас
Редакционный совет
Редакция
Спонсоры
Партнеры
Авторам
Конкурсы
Награды
Контакты
Где купить
Полезные сайты
Полезные сайты
Новости
Архив новостей
Полнотекстовые статьи
Полно­текстовые статьи ФМИ
Полно­текстовые статьи ХБМ

Турнир Юных Естествоиспытателей

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Вы можете открыть дискуссию по данной статье на нашем форуме External link mark

О профанации в преподавании

Гладун А.Д.


Сегодня представляется особенно актуальным открыто говорить и писать о том, что вызывает серьезную озабоченность научно-педагогической общественноси России, что волнует каждого читателя и преподавателя вуза. Преподавание физики в нашей стране, так же, как и состояние науки в целом, находится в глубокой потенциальной яме, занимая самый нижний уровень. Есть, конечно, исключения. Но не они определяют ситуацию. Такое положение вещей произошло, в частности, еще и потому, что более конформистской интеллигенции, чем российская, в мире нет. Однако основной причиной произошедшего является воинствующий непрофессионализм, который господствует в нашем обществе. Уничтожение физики обосновано "теоретически": нашим правительством взят курс на демилитаризацию экономики, а физика является "милитаристской" наукой, к тому же очень дорогой, следовательно, ее роль должны быть сведена к нулю. Отсюда безудержное сокращение количества часов, отводимых на изучение физики в средней школе и высшей школе. Еще чуть-чуть - и сокращать будет нечего. С этого начинается профанация в преподавании физики.

К руководству в министерстве образования и наук пришли люди, единственная цель которых - сэкономить на образовании в науке. Но ведь каждому грамотному человеку известно, что высокии технологии рождаются в недрах естествознания. Без развития образования и фундаментальных исследований наша страна никогда не станет конкурентноспособной.

Изучение физики невозможно без соответствующего лабораторного и демонстрационного оборудования. Сегодня это стоит очень дорого. Нам говорят: "Заменяйте всё компьютерным моделированием. Это дешевле".Разве это не профанация?

Разрушение образования и науки будет, по-видимому, продолжаться. Это объективный процесс, на который современное общество повлиять, к сожалению, не может. Однако сообщество физиков-исследователей и физиков-преподавателей пока в состоянии, вопреки обстоятельствам, сделать физику более привлекательной и более доступной для молодежи.

Самое печальное состоит в том, что произошло отчуждение детей от физики и естествознания. В их представлении физика - это нечто очень сложное, непонятное и никому не нужное. Вот экономика и юриспруденция - это "да", без них не проживёшь, тем более не станешь богатым.

В этом виноваты мы сами, физики-педагоги. Мы задали слишком высокий уровень требований, что тоже является элементом профанации. Зачем школьнику рассуждать, ничего не понимая, скажем, о специальной теории относительности или корпускулярно-волновом дуализме?

Всякому фрукту своё время. А не лучше ли оглянуться вокруг и объяснить какое-либо физическое явлеие или принцип действия бытового прибора? Мы, как и математики, утонули в бурбакизме, от которого трудно освободиться.

Пропасть между физикой как наукой и физикой как учебной дисциплиной увеличивается. Мы пытаемся уменьшить её на уровне детского сознания. Разве это не профанация?

Бесконечным реформированием мы завели преподавание физики в тупик. Необходимо всё начинать сначала, с нуля. Нужны учебники иного, чем существующие, типа: ясные, доступные, увлекательные, лишённые вульгаризмов и профанации. Современный человек с рождения попадает в мир техники и технологии. Физика как учебная дисциплина не должна чураться этого мира. Нужны нормальные школьные физические кабинеты с элементами технического творчества. Проще и лучше увлечь ребёнка физикой через интересный физический эксперимент или красивую демонстрацию. Без преданных делу физиков-педагогов эта проблема не решается.

Профанация в преподавании физики существовала всегда, но современных размеров она никогда не достигала. Ситуация стала критической, близкой к катастрофе. Только консолидация сообщества физиков и упорный труд спообны её изменить.

© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login