Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

Рубрики журналов
Физика. Математика. Информатика
Химия. Биология. Медицина.
Журнал
О нас
Редакционный совет
Редакция
Спонсоры
Партнеры
Авторам
Конкурсы
Награды
Контакты
Где купить
Полезные сайты
Полезные сайты
Новости
Архив новостей
Полнотекстовые статьи
Полно­текстовые статьи ФМИ
Полно­текстовые статьи ХБМ

Турнир Юных Естествоиспытателей

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин

Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях

Зинковский Василий Иванович Зинковский Василий Иванович – Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебно-методической лабораторией физики Московского института открытого образования

Статья посвящена некоторым методическим проблемам реформирования образования. Проанализирована реальная ситуация, сложившаяся в практике преподавания физики в школах г. Москвы. Высказаны некоторые предложения по поводу проведения ЕГЭ, затронуты вопросы отношения школ и ВУЗов. В статье даны краткие характеристики основных учебников, используемых в общеобразовательных заведениях. На основании результатов анкетирования методистов по физике 10 административных округов г. Москвы сформулированы определенные выводы и предложения по указанной проблеме. Высказанное автором мнение, основанное на анализе состояния преподавания физики только в одном регионе - г. Москве, не является абсолютной истиной и требует дальнейшей работы и дополнительного обсуждения.

Реформирование содержания образования

Проблема содержания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня - особенно. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Обилие физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. И мы глубоко уверены, что физике надо учить как следует. Но что же происходит на самом деле? В школах г. Москвы продолжается работа по реформированию всего содержания образования и естественнонаучного, в частности. Окончательный этап реформирования планируется завершить в 2006-2007 учебном году?! Тогда, очевидно, все общеобразовательные заведения перейдут на программы и учебники для основной и старшей школы, в соответствии с новыми требованиями. В ближайшее время по всем без исключения предметам, в том числе и по физике, завершится переход на новую концентрическую систему обучения, введутся новые программы. Данная структура физического образования предполагает изучение в 7 – 9 классах основной школы законченного курса физики, включающего все элементы знаний, предусмотренные Российским федеральным стандартом образования. Программа основной школы увеличена за счет включения электромагнитных явлений, атомной и ядерной физики. По старой структуре программ в первой ступени обучения была «Физика явлений», которая изучалась в 7-8 классах, где почти не рассматривались механические явления и ряд других вопросов, понимание которых, например закон преломления света, невозможно без знания ряда разделов математики (тригонометрические функции и др.). В 9 классе, начиналось изучение систематического курса «Механика». В соответствии с новой моделью обучения, подробное изучение этого курса перенесено в 10 класс. В 10 – 11 классах вводится новая концепция старшей школы, которая предполагает профильную подготовку учащихся. В ее рамках теперь должны изучаться все основные разделы основ курса физики от механических и тепловых явлений до атомной и ядерной физики. Объем учебного материала в старшей школе существенно увеличился, что вызывает ряд объективных трудностей. Преподавание физики придётся вести, имея различное число часов, в соответствии со спецификой профиля старшей школы. Помимо этого, кроме традиционных умений, в новых программах заметно расширены требования к уровню подготовки выпускников при объяснении фундаментальных физических экспериментов, интерпретации результатов измерений и научных наблюдений. Предполагаются такие умения школьников, как: -предсказывать дальнейший ход физических процессов и явлений; -перерабатывать и предъявлять полученную информацию на уровне владения современными информационными технологиями; -систематизировать полученные знания и др. При этом далеко не четко определен уровень, согласно которому необходимо приобретение физических знаний и умений для соответствующего профиля обучения.

Сложившаеся реальная ситуация в практике преподавания физики в школе

Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Особенно острая ситуация сложилась на стыке перехода от основной школы к старшей школе при изучении раздела механики в 9 - 10 классах. Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов, выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно. Несмотря на кажущееся обилие вариативных программ и учебников, преподавание должно быть ограничено не более чем 2 – 3 современными учебниками(точнее,УМК – учебно-методическими комплектами), ориентированными на определенный профиль обучения по физике. В конце концов должно быть четко определено: что ученики должны знать и уметь, чему мы должны их научить. Ряд школ, где сохранились учебники 80-90 годов, до сих пор продолжают работать по старым программам, то есть частично или полностью использовать ранее опубликованные учебно-методические пособия. Вся изданная в то время учебная и методическая литература (книги для учителя, факультативные курсы и др.) имела гриф Министерства просвещения. Содержание многих из этих книг, а так же логика построения и изложения материала в них, на наш взгляд, не плоха. В ряде случаев устарели рисунки и фотографический материал, не достаточно отражены достижения современной фундаментальной науки. Но это не значит, что учителю физики надо отказываться от использования данных учебных пособий в своей практической деятельности в современных условиях. С задачниками по физике дело обстоит лучше. Их содержание подходит практически для любого требуемого уровня. Вопрос об использовании прочей учебной литературы, должен решаться индивидуально методическими службами и органами управления образования. Исходя из всего сказанного выше, на данном этапе реформирования целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений (если последняя сохранилась в школе). При этом следует учитывать профиль и количество часов отводимых на преподавание физики. Курс физики и других дисциплин естественнонаучного цикла в рамках модели современной школы еще в 90-х годах и по настоящее время стал заменяться сначала прикладными, а затем и вообще «суррогатными» предметами, такими, как: Москвоведение, МХК и прочими и это в Отделении физики РАН уже давно вызывает серьезные опасения. Все это поставило учителя физики в ситуацию, когда на него ложится основная ответственность за качество обучения при явном недостатке времени на изучение предмета и отсутствиинеобходимых в новых условиях методических пособий. Проверка знаний учащихся в ряде школ г. Москвы в процессе перехода на новое содержание образования по физике, показала(по данным Московского департамента образования) чрезвычайно низкий уровень знаний и умений учащихся,что является тревожным сигналом.. Срезы знаний школьников проводились при аттестации школ, согласно тестовым технологиям Лаборатории аттестационных технологий МИОО. Следует заметить, что подобные принципы оценки знаний легли в основу материалов по ЕГЭ, которые так же предполагают тестовые задания для школьников в качестве итоговой формы аттестации. Настораживает тот факт, что, здесь в обоих случаях имеет место проверка не совсем тех «знаний» и «умений», которые связаны с истинным пониманием основ физики молодыми людьми.

Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике

Накопленный опыт проведения ЕГЭ в г. Москве и ряде регионов России позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы и предложить способы необходимого совершенствования его структуры.

I.Школы смущает: 1) наличие одного - двух олимпиадных вопросов в категории С,т.к. около 90% учащихся, изучавших физику добросовестно по школьной программе (2 – 4 ч в неделю), но не углубленно, зачастую не понимают даже подход к решению таких задач; 2) неоднозначность ответов на вопросы философского характера,поскольку даже специальные инструкции для эксперта, проверяющего работу, не помогают объективности выставления оценки.

II.«Олимпиадные» ВУЗы (МФТИ, МГУ, МИФИ, СПбГУ, НГУ) не удовлетворены недостаточным числом олимпиадных вопросов (их должно быть 5 – 6) и наличием слишком простых.

III.Технические университеты (МГТУ, МЭИ(ТУ), МАИ, ЛЭТИ и др.) не приемлют смесь излишне простых вопросов категории А и олимпиадных вопросов категоии С, уровень которых излишен для учащихся с хорошей пятеркой в общеобразовательной школе; особенно неприемлем общий временной контроль для простых (тестовых) вопросов и традиционных задач (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц); затрата значительного времени для ответов на простые вопросы – фактически эквивалентна резкому снижению уровня требований к знаниям, что и объясняет негативное отношение к подобной системе вступительного экзамена по физике со стороны приемных комиссий технических университетов. Очевидно, требуется структурная и содержательная корректировка ЕГЭ для признания его в качестве единого вступительного экзамена ВУЗами всей страны:

  1. «олимпиадные» ВУЗы должны проводить дополнительно к ЕГЭ (или вместо него) собственный экзамен, при прочих равных условиях учитывая или нет результаты ЕГЭ;
  2. максимальный уровень требований в ЕГЭ должен соответствовать хорошей школьной пятерке. Именно на этот уровень ориентированы традиционные технические университеты. Соответственно, ЕГЭ не должен содержать слишком сложные вопросы олимпиадного уровня;
  3. необходимо отделить организационно две принципиально различные системы контроля: тестирование с выбором ответа (с помощью качественных и простых количественных вопросов) и умение решать традиционные физические задачи (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц).

Результаты анкетирования методистов по физике в г.Москва

В связи со сложившейся сложной ситуацией учебно-методической лабораторией физики МИОО было проведено анкетирование окружных методистов по физике г. Москвы с целью выяснения ситуации на местах. Ниже приводятся содержание анкетирования и выводы на основании полученных данных.

Программы и учебники, по которым работают школы. Основная школа - Большинство (90%) работают в 7-8 классах по учебникам Пёрышкина А.В. и задачнику Лукашика В.И. В 9 классах 25 % используют учебники Кикоина И.К. и Саенко П.Г. Старшая школа (10-11 класс) - 70% работают по старым программам и учебникам (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.);20 % перешли на учебники Касьянова В.А.;10% работают по учебнику под ред. Пинского А.А. или использует УМК с авторами Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др
Отношение к содержанию и процедуре использования тестовых технологий. Большинство – 80 % считают, что требования тестов не соответствуют содержанию используемых учебных программ.
Контрольные срезы знаний учащихся, которые проводились в 2003-2004 уч. г. и 2004-2005 уч. г. Основная школа: проводили как правило, в форме контрольных работ – 60%. Старшая школа: в традиционной форме (контрольная работа) – 85% и незначительная часть в комбинированной форме (контрольная работа + тест)
Наиболее целесообразная форма проверки знаний и умений школьников. Как показало анкетирование, подавляющее большинство считает наиболее правильной формой проверки знаний традиционную контрольную работу в виде задач. Навыки выполнения лабораторных работ (физический практикум) в школах практически не проверяются.
Темы учебных программ и элементов знаний, которые невозможно исчерпывающим образом изложить в существующей модели школы. Методисты считают, что при 2 часах в неделю (9–11кл.) невозможно полноценное прохождение разделов учебной программы, изложенных в учебниках.
Отношение к введению курса естествознания в старших классах Большинство высказалось резко отрицательно
Что можно улучшить в плане содержания и методики преподавания физики в современной школе? Большинство считает, что необходимо в первую очередь увеличить количество часов на преподавание физики или вернуть часовую сетку старых программ.
Количество школ, участвующих в олимпиаде по физике, проводимой Московским департаментом образования. Наблюдается увеличение участников, но это связано с выбором конкретного ВУЗа, дающего льготы при поступлении

Из анализа анкетирования методистов округов Москвы следует три основных вывода:

Во-первых, методисты считают, что новые учебники и методическая литература не в состоянии поднять качество обучения. В любом случае, при переходе на новое содержание образования практически всё зависит от педагогического мастерства учителя.

Во-вторых, наиболее адекватной признана проверка знаний учащихся в традиционной форме – анализ умения решать физические задачи и отвечать на вопросы, связанные с пониманием физических явлений. Возможна и комбинированная форма проверки: «задачи + тест» (основная школа).

В-третьих, необходимо по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ или, добавить количество часов на преподавание физики. Оно должно быть увеличено (до 3-х часов в неделю и более в 9-м классе и до 4-5 ч. в 10 – 11 кл.) для успешного усвоения объема учебного физического материала школьниками.

Обзор УМК и учебников по физике

Министерство образования и науки Российской Федерации каждые два года выпускает сборник (Примерные программы среднего (полного) общего образования: Программно- методические материалы./ Составители Н.Н.Гара, Ю.И.Дик. М.: Дрофа, 2002-2004), в котором публикуются пакет программ, перечни учебников и другие материалы, рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях страны. Достаточно широкий перечень представленных программно-методических материалов казалось бы призван удовлетворить потребность в различных вариантах физического образования, как для школ изучающих физику по базовому уровню, так и для школ, с углубленным изучением предмета. Но в настоящий момент сложилась критическая ситуация, когда учителю стало трудно ориентироваться при выборе учебной и методической литературы. Ниже приведён обзор и краткие характеристики учебников, по которым ведётся фактически преподавание в Москве.

Основная школа

В основной школе (7 – 9 классах) существует много учебников (УМК – учебно-методических комплектов), но ведется преподавание в основном по трем.

УМК – «Физика 7-9», авт. Перышкин А. В., Гутник Е. М.

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В. (под редакцией Гутник Е.М).
  2. 8 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В. (под редакцией Гутник Е.М).
  3. 9 класс. 2 –3 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В., Гутник Е.М.

По данному учебно-методическому комплекту работает большинство школ города Москвы. За основу содержания и построения глав и параграфов этих книг взят материал, в своё время написанный А. В. Перышкиным. Он отличается простотой и доступностью изложения. Каждый раздел и главы курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, лабораторных работ, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять основные законы и их следствия на практике. Кроме этого к учебникам 7-9 класса разработаны учебные материалы для учащихся и методика, включающие в себя тематическое и поурочное планирование по каждому классу, указанному выше.

УМК – «Физика 7-9», авт. Громов С. В., Родина Н. А.

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А..
  2. 8 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А.
  3. 9 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А..
Структура распределения учебного материала практически не отличается от предыдущего УМК, но это более облегченный курс физики, распределение учебного материала в 7 – 9 класса не перегружает учащегося интеллектуально и не создает ему других перегрузок. Изучаемые темы соответствуют Стандарту образования по физике. В 7-м классе – строение вещества; движение и взаимодействие тел; давление твердых тел, жидкостей и газов; работа и мощность. В 8-м классе – движение с ускорением; законы Ньютона; энергия и закон сохранения энергии; внутренняя энергия и тепловые явления; колебания и волны. В 9-м классе – электрические, магнитные, оптические и гравитационные явления.

УМК – «Физика 7-9», авт. Гуревич А. Е.

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.
  2. 8 класс. 2-3 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.
  3. 9 класс. 2-3 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.
Данный комплект является продолжением пропедевтического курса «Физика и химия. 5 – 6 класс» (авт.: Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.). Содержание курса направлено на развитие способностей к исследованию, формирование умений проводить наблюдения и выполнять экспериментальные задания. Важной особенностью является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления. В 9-м классе изучается систематический курс механики, объединенный с астрономическим материалом. Данный УМК является «предпрофильным» физическим курсом. Он подготавливает учащихся к получению в дальнейшем более глубоких знаний в за курс старшей школе.

Все три УМК были получены школами г. Москвы, но не в полной мере реализуют те цели и задачи, которые задает физика основной школы, особенно, это касается учебного комплекта под редакцией Гутник Е.М., он требуют дальнейшей доработки материала 9 класса. В 2005/2006 учебном году преподавание физики будет зависеть от учебного плана школы: 2 или 3 часа в неделю. Если на изучение физики отведено 3 часа в неделю (годовых - 102 ч. и более), рекомендуется совместное использование учебников нового и старого поколений, так как полноценное изучение раздела «Механика» является принципиально важным, гарантируя приобретение хороших знаний в старшей школе.

Старшая школа, общеобразовательный уровень

В старшей школе (10 – 11 классах) распространены и используются в основном пять УМК.

УМК - «Физика 10-11» авт. Касьянов В.А.

  1. 10 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А.
  2. 11 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А.
Курс предназначен для учащихся общеобразовательных классов, для которых физика не является профильным предметом и должна изучаться в соответствии с базисным компонентом учебного плана. Основная цель – формирование у школьников представлений о методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе познания, об их соотношении, о структуре Вселенной и о положении человека в окружающем мире. Курс призван сформировать у учащихся мнение об общих принципах физики и основных задачах, которые она решает; осуществить экологическое образование школьников, т.е. сформировать у них представление о научных аспектах охраны окружающей среды; выработать научный поход к анализу вновь открываемых явлений. Данный УМК в плане содержания и методики изложения учебного материала доработан автором в большей степени, чем другие, но требует для изучения 3 и более часов в неделю (10-11 кл.) В комплект входят:
  • Методическое пособие для учителя.
  • Тетрадь для лабораторных работ к каждому из учебников.

УМК – «Физика 10-11», авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.

  1. 10 класс. 3-4 часа в неделю. Учебник, авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
  2. 11 класс. 3-4 часа в неделю. Учебник, авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б.

Физика 10 класс. Рассчитан на 3, и более часов в неделю, к коллективу первых двух хорошо известных авторов Мякишеву Г.Я., Буховцеву Б.Б. добавился Сотский Н.Н., написавший раздел механики, изучение которого теперь стало необходимо в старшей профильной школе. Физика 11 класс. 3 – 4 часа в неделю. Авторский коллектив прежний: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Этот курс переработан мало, по сравнению со «старым Мякишевым» почти не изменился. Имеет место незначительное перенесение отдельных частей в выпускной класс. Данный комплект является переработанным вариантом традиционных учебников (по ним учился почти весь СССР) для старшей школы тех же авторов.

УМК – «Физика 10-11», авт. Анциферов Л. И.

  1. 10 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Анциферов Л.И.
  2. 11 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Анциферов Л.И.
В основу программы курса положен циклический принцип построения учебного материала, предусматривающий изучение физической теории, ее использование при решении задач, применение теории на практике. Выделены два уровня содержания образования: базовый минимум, обязательный для всех, и учебный материал повышенной трудности, адресуемый школьникам, особо интересующимся физикой. Этот учебник написан известным методистом из г. Курска проф. Анциферовым Л.И. Многолетняя работа в педагогическом ВУЗе и чтение лекций студентам привела к созданию данного школьного курса. Эти учебники трудны для общеобразовательного уровня, требуют переработки и дополнительных методических материалов.

УМК - «Физика 10-11», авт. Громов С. В.

  1. 10 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С. В.
  2. 11 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С. В.
Учебники предназначены для старших классов общеобразовательных школ. Включают теоретическое изложение «школьной физики». При этом значительное внимание уделяется историческим материалам и фактам. Порядок изложения необычен: механика завершается главой СТО, далее следуют электродинамика, МКТ, квантовая физика, физика атомного ядра и элементарных частиц. Такая структура, по мнению автора курса, позволяет формировать в сознании учащихся более строгое представление о современной физической картине мира. Практическая часть представлена описаниями минимального числа стандартных лабораторных работ. Прохождение материала предполагает решение большого количества задач, приведены алгоритмы решения их основных типов. Во всех представленных выше учебниках для старшей школы должен реализоваться так называемый общеобразовательный уровень, но это во многом будет зависеть от педагогического мастерства учителя. Все эти учебники в современной школе вполне могут использоваться в классах естественнонаучного, технического и др. профилей, с сеткой 4-5 ч. в неделю.

УМК - «Физика 10-11», авт. Мансуров А. Н., Мансуров Н. А.

  1. 10-11 класс. 2 часа (1час) в неделю. Учебник, авт. Мансуров А. Н., Мансуров Н. А.
По данному комплекту работают единичные школы! Но он является первым учебником, для предполагаемого гуманитарного профиля физики. Авторы попытались сформировать представление о физической картине мира, последовательно рассматриваются механическая, электродинамическая и квантово–статистическая картины мира. В содержание курса включены элементы методов познания. Курс содержит фрагментарное описание законов, теорий, процессов и явлений. Математический аппарат почти не используется и заменен словесным описанием физических моделей. Решение задач и проведение лабораторных работ не предусмотрено. Дополнительно к учебнику изданы методические пособия и планирование.

Старшая школа, углубленное изучение физики

УМК «Физика 10-11», под редакцией Пинского А. А.

  1. Физика 10 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А.
  2. Физика 11 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А.
Программа начинается с курса механики, в котором рассматриваются также динамика вращающегося твердого тела, закон сохранения момента импульса, законы Кеплера, подробно изучается реактивное движение. В курс 10-го класса включены разделы «МКТ и термодинамика» и «Электродинамика» (электростатика, законы постоянного тока, магнитное поле, электромагнитная индукция и электрический ток в различных средах). Курс 11-го класса включает в себя два раздела: «Колебания и волны» (электромагнитные колебания и физические основы электротехники, электромагнитные волны и физические основы радиотехники, световые волны и оптические приборы, а также элементы теории относительности) и «Квантовая физика» (световые кванты, физика атома, физика атомного ядра, элементарные частицы). Предусматривается проведение большого числа лабораторных работ, а также обширный практикум 24 ч (10кл.)+24 ч (11кл.).

УМК - «Физика 10-11», Мякишев Г. Я., Синяков А. З. и др.

  1. Физика-10: Механика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  2. Физика-10: Молекулярная физика. Термодинамика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  3. Физика-10–11: Электродинамика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  4. Физика-11: Колебания и волны. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  5. Физика-11: Оптика. Квантовая физика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
С учетом новейших достижений мировой науки чрезвычайно удачно представлено изложение основ фундаментальных физических теорий: 10-й кл. – механика и статистическая физика, электродинамика; 11-й кл. – колебания и волны, оптика, квантовая физика. Данные книги предназначены для учащихся школ и классов с углубленным изучением предмета, они располагают вполне доступным математическим аппаратом. Теоретические сведения фундаментальной науки излагаются на современном уровне. Данный курс физики предусматривает решение большого количества задач. Рассматриваются примеры и методы их решения. Качественно и грамотно изложенный учебный материал способствует формированию умения использовать полученные теоретические знания, востребованные для поступления в солидный физический ВУЗ. Следует отметить, что только в этих учебниках реализован углубленный уровень обучения, он прекрасно продуман и методически завершен. Данный курс чрезвычайно полезен тем учащимся, которые собираются участвовать в физических олимпиадах. По сравнению с другими УМК расширенного профиля, данный является лучшим!

5. Выводы и предложения

Общие выводы и предложения, по представленным материалам в плане перспектив развития направлений физического образования могут выглядеть следующим образом

  1. Реформы образования и новые учебники не улучшили качество преподавания физики.
  2. В преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов или по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся.
  3. Количество учебников (учебно-методических комплектов) во всех классах должно быть сведено к минимуму для основной школы и каждого профиля старшей школы.
  4. Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением в развитии практической части обучения по физике.
  5. Крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума.
  6. Пользование тестовых технологий позитивно работает в основной школе, но не является исчерпывающей формой контроля в старшей школе.
  7. Преподавание физики на нынешнем переходном этапе должно сочетать использование учебно-методической литературы старого и нового поколений.
  8. В системе повышения квалификации учителей необходимо предусмотреть входной и итоговый контроль как педагогических знаний и умений учителей, так и самого содержания физики.
  9. Проведение физических олимпиад является существенным фактором развития интеллекта школьников и пропаганды профессии, связанной с физикой.

Заведующий учебно-методической лабораторией физики Московского института открытого образования к.п.н., доц. В.И.Зинковский

© Журнал "Потенциал", 2005-2019. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login