Потенциал Образовательный журнал
для старшеклассников и учителей

Рубрики журналов
Физика. Математика. Информатика
Химия. Биология. Медицина.
Журнал
О нас
Редакционный совет
Редакция
Спонсоры
Партнеры
Авторам
Конкурсы
Награды
Контакты
Где купить
Полезные сайты
Полезные сайты
Новости
Архив новостей
Полнотекстовые статьи
Полно­текстовые статьи ФМИ
Полно­текстовые статьи ХБМ

Турнир Юных Естествоиспытателей

Главная Подписка Архив Авторы Фотоальбом Подготовка в вуз Магазин




Алексей Евгеньевич Половинкин

преподаватель кафедры высшей математики МФТИ, руководитель проекта 100EGE.ru

Борис Викторович Трушин

преподаватель кафедры высшей математики МФТИ, учитель математики физмат лицея №5 г. Долгопрудного, член Федеральной методической Комис-сии и  член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике,  преподаватель и методист по математике Центра дистанционного обучения  МФТИ,ответственный за математическую часть дистанционного этапа олимпиады "Физтех", кандидат физико-математических наук


Владимир Златович Шарич
Старший преподаватель СУНЦ МГУ, ассистент МФТИ, аспирант ВШЭ, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, сотрудник академических программ Яндекса, лауреат конкурса Фонда "Династия" в  номинации "Наставник будущих ученых".


Онлайн-обучение

1. Проблемы школьного образования в России

В последние годы количество часов, отводимых на математику и физику (равно как и на другие предметы) в школе, неуклонно сокращается. Это приводит к тому, что в большинстве школ изучение этих предметов становится очень поверхностным: сводится к тренировке выполнения определённых стандартных алгоритмов, натаскиванию на решение типовых задач, отработке действий по определённой схеме (применение одних и тех же теорем, преобразование выражений, решение стандартных уравнений, использование простейших дополнительных построений на чертеже и т. д.). В то время как основная задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников думать, чётко формулировать и доказывать утверждения (а не прибегать лишь к механическому заучиванию мате-риала), не бояться новых, нестандартных задач. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие этих навыков, на выработку у учащихся умения применять полученные знания в неожиданных ситуациях. Однако у учителя на это просто не остаётся времени. Это приводит к тому, что ученик не готов к дальнейшему обучению, к отсутствию у него самостоятельности, к организационной и умственной беспомощности в учебной деятельности.

Другая проблема последних лет связана с введением ГИА и ЕГЭ в качестве единственной итоговой аттестации школьников в девятом и одиннадцатом классах. Пагубная тенденция заключается в том, что основная задача, которая ставится перед учителями в некоторых школах, не допустить появления двоек на экзаменах, иначе у школы могут быть проблемы. Поэтому в старших классах некоторые учителя занимаются в основном натаскиванием самых слабых и ленивых школьников, которые не хотели (или не были способны) учиться все предыдущие годы, на решение примитивных стандартных задач из ГИА и ЕГЭ, чтобы выпускники написали хотя бы на «три». А на обучение сильных ребят у преподавателей уже не остаётся времени.

Родители, которые хотят, чтобы их дети получили хорошее образование, пытаются отдать их в школы, в которых больше внимания уделяется обучению детей самостоятельно думать. Если рядом нет таких школ, то хотя бы устраивают в предметные кружки, где с интересующимися ребятами занимаются на более высоком уровне. В крайнем случае нанимают частного репетитора, но качественного и «недорогого» педагога найти сейчас почти невозможно.

Что же делать тем, кто заботится об образовании своих детей, но не имеет возможности перевести их в хорошую школу и оплачивать дорогостоящие услуги репетиторов? Одним из выходов являются заочные школы, когда учащиеся регулярно получают по почте задания, которые требуется выполнить и выслать обратно. Минус такой формы обучения отсутствие реального общения ученика как с наставником, так и с такими же интересующимися ребятами. А именно общение с хорошим педагогом и возможность обсудить тот или иной материал со сверстниками лучше всего способствуют усвоению материала.

От большинства из этих недостатков избавлена другая форма обучения дистанционные занятия через Интернет. Школьник может хорошо видеть и слышать учителя и задавать ему вопросы, как только они у него появятся, а во время «перемены» поболтать с другими ребятами. Такая форма обучения наиболее приближена к реальным занятиям, но на них не нужно ехать на другой конец города, они сами «приходят» к ребятам по Интернету. Это занятия, которые одновременно могут посещать ученики из разных уголков России (и не только). И все они имеют возможность напрямую одновременно общаться с лучшими педагогами, ведущими эти занятия. Сейчас дистанционные онлайн занятия наиболее удобная и доступная форма дополнительного образования школьников!

2. Существующая ситуация с дистанционным обучением

Многие системы дистанционного обучения школьников представляют собой адаптированные системы видеоконференцсвязи, в которых требуется наличие дорогостоящего оборудования («железа») у всех участников занятия. Поэтому для привлечения большого числа слушателей к проекту от требования покупки дорогостоящей техники придётся отказаться. Альтернативой являются программные решения, долгое время уступавшие устройствам обработки видео. Однако в последнее время появляются алгоритмы обработки видео, которые вместе с увеличением процессорных мощностей компьютеров сделали программные решения не только дешевле, но и порой лучше аппаратных аналогов. За программные решения выступает и временной фактор: для того, чтобы технология была воплощена на уровне оборудования, могут потребоваться годы, тогда как алгоритмы для программ могут быть внедрены в считанные дни. В дальнейшем в этой статье мы рассмотрим только программные решения для дистанционного обучения.

Большинство систем дистанционного обучения используют интерактивные доски или планшеты с передачей голоса учителя и его крошечным изображением в углу экрана. В этом случае теряется контакт школьника и учителя. Поэтому для получения эффекта присутствия школьника на занятии необходимо использовать онлайн-передачу видеоизображения преподавателя на фоне доски. В качестве обратной связи достаточно иметь лишь аудиочат, в котором слушатели могут задавать преподавателю вопросы. Данная схема была опробована в Центре дистанционного обучения 100EGE.ru и показала свою эффективность при работе с более чем 200 слушателя-ми одновременно.

Существуют системы дистанционного обучения, которые позволяют передавать в хорошем качестве видеопоток от преподавателя, однако имеют существенные ограничения по числу слушателей: часто это число не может превышать 10.

Ещё один класс систем дистанционного обучения позволяет связать слушателя и репетитора один на один, но в этом случае добиться снижения стоимости занятия для школьника можно только за счёт снижения уровня преподавателя.

При внедрении готовой системы дистанционного обучения можно столкнуться с проблемой отсутствия нужных возможностей. Заранее не всегда очевидно, какие требования к системе нужно выставлять. Более того, в академической среде преподавателей нет менеджеров высокого уровня, которые могут составить план цикла внедрения и учесть все риски. В случае, когда для вас оказался критичным функционал, который не поддерживается уже внедрённой системой, его разработка может очень много стоить как по времени, так и по деньгам.

Часто разработчики систем дистанционного обучения достаточно далеки от школьников и учителей и не осознают всех аспектов преподавания. Более того, гораздо прибыльнее заниматься разработкой и внедрением систем видеоконференцсвязи, которые подразумевают максимальное число участников до 10. Поэтому зачастую системы дистанционного обучения являются адаптацией систем видеоконференцсвязи.

Ещё одна глобальная проблема для школ, связанная с дистанционным обучением, отсутствие в них широкополосного Интернета. Каждая школа России подключена к Интернету на скорости до 100 Кбит/c в рамках нацпроекта. Данная скорость не позволяет осуществлять приём и передачу видео. Тем не менее много школ решило проблему с Интернетом самостоятельно или помогли муниципальные власти.

3. Опыт и проблемы внедрения системы дистанционного образования

Центр дистанционного обучения 100EGE.ru имеет трёхлетний опыт дистанционной работы со школьниками и студентами. Всё это время используемая система проведения дистанционных занятий постоянно улучшается. Сейчас можно говорить, что наилучшая форма проведения занятий  это передача в режиме реального времени видео с преподавателем, который пишет мелом на привычной школьной доске. Слушателю не нужно адаптироваться под новые формы восприятия учебного материала, он видит, слышит преподавателя и задаёт вопросы, как будто находится за первой партой.

В 2010-2011 учебном году были проведены дистанционные консультации для студентов МФТИ по подготовке к экзаменам. Студенты сами высказывали пожелания о дистанционной форме проведения консультации, так как 200 человек с трудом размещаются в лекционной аудитории, не говоря уже о том, что отчётливо видно и слышно преподавателя только тем, кто сидит в первых рядах. При организации процесса дистанционного обучения мы уделили особое внимание сайту, где должны быть интегрированы интерактивная система тестирования, хранилище методических и видеоматериалов, система видеоконференцсвязи в реальном времени.

4. Бесплатные занятия Центра дистанционного обучения 100EGE.ru для школ

Центр дистанционного обучения 100EGE.ru приглашает школы к сотрудничеству в рамках развития дистанционного образования в России. Мы предлагаем школам и ученикам принять участие в организуемых нами в 2011-2012 учебном году занятиях по математике и физике для школьников 8-11 классов. Разработанные преподавателями Центра учебные программы для занятий со школами рассчитаны на учащихся физико-математических классов или школьников, желающих изучать эти предметы на повышенном уровне. Обучение в Центре 100EGE.ru является дополни-тельным к основному школьному курсу и направлено на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА, успешному выступлению на вузовских олимпиадах, таких как «Ломоносов», «Физтех» и др.

Школьники могут посещать наши занятия бесплатно. Для этого в школе должен быть мультимедийный кабинет, в котором находятся компьютер, подключённый к Интернету (интернет-канал не менее 0,5 Мбит/с), проектор и проекционный экран (доска), колонки и микрофон.

5. Осенний призыв

Приглашаем школьников посетить этой осенью первые занятия по любым предметам бесплатно. Затем вы сможете выбрать и посещать только те предметы, которые вас заинтересовали.

В 2011-2012 учебном году ЦДО 100EGE.ru проводит курсы по под-готовке абитуриентов к вузовским олимпиадам «Физтех», «Покори Воробьёвы горы» и «Ломоносов». Занятия проводят лучшие преподаватели МФТИ и МГУ. Будет проведена подготовка к вступи-тельным испытаниям в 10 и 11 классы СУНЦ МГУ по математике, физике, биологии, химии. Также для 8-11 классов будут проводиться регулярные занятия по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике, русскому языку, физике, обществознанию и информатике.

Для подключения зарегистрируйтесь на сайте www.100EGE.ru.
Не упустите возможности учиться у лучших преподавателей ведущих вузов страны.


Автор: Andrea 01.03.2012 08:16 I was so confused about what to buy, but this makes it unedrtsanadlbe.
Автор: маша 06.04.2012 18:03 прикол

Автор: Hermeline 14.07.2013 12:03 Thinikng like that shows an expert's touch
Новый комментарий:
 
 
 

© Журнал "Потенциал", 2005-2017. Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта и журнала "Потенциал" в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения редакции.
Отзывы и пожелания шлите почтой.
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по математике
login